среда, 15 октября 2014 г.

Оставить своё имя в истории. Вандализм в Узбекистане.

Привет друзья.
Не знаю, как у вас, но мне летние каникулы запомнились: невыносимой жарой, унизительным поражением Бразилии, да простят меня их болельщики, манией собирать крышки от пепси, и моим путешествием. Пребывание в Самарканде, Бухаре и Хиве дали мне массу незабываемых впечатлений. Я ещё раз удостоверился в том, наши предки были великими людьми, раз здания, которые они построили стоят тысячелетиями. Но сейчас не об этом.

 Как обычно бывает : где хорошее - там и плохое. Я видел надписи на исторических памятниках такие как: “Barsa chempion”,”Azam Chust 89”, “Guli” и прочую фигню, которые там не должны быть. И дураку понятно, что автор не турист из Испании. Как говорит одна из узбекских пословиц: “Мы не ценим речку, которая течёт под ногами” . Лично я был разочарован : неужели чужестранец уважает нашу историю больше, чем мы сами?!  Да ладно вам, не делайте вид, что это вас не касается! Может быть, вы так не делали, но вы видели как люди ручкой, маркером или ключами от машины царапали своё имя, номер телефона или же тупую кличку.
Автор: Анваров Шавкат
Как вы поняли, темой этого поста я выбрал графити и вандализм среди молодёжи. Да именно среди молодёжи. Я уверен этим не будут заниматься дяденьки или тётеньки. Вообще вандализм – это одна из форм разрушительного поведения. Как пишет сайт childpsy.ru пик вандализма приходиться к 11-13 годам. Но знаете, лично я не видел школьников такого возраста, которые ломали парты, били и разбивали окна, бросались мусором в парках; говоря научно : не показывали “акт вандализма”. Моё личное мнение, которое я говорю основываясь на свой опыт - пик вандализма – это 15-17 лет. Давайте взглянем на то, что говорят ученые на счёт причин такого поведения. Работая над этой статьёй я прочитал целый доклад психологов А.Голдштейна и С.Коэна – ведущих специалистов в сфере детской психологии. Так вот наш Коэн разделил на шесть типов причины, которые толкают людей на вандализм. Но всех я перечислять не буду. Остановимся на двух – “возможность поднять свой статус в группе сверстников” и “желание развлечься, поиск новых впечатлений и острых ощущений”. И знаете я с ним соглашусь. А вы?
Ташкент, Чиланзар

Недавно возвращаясь с магазина, вечером услышал звук бившихся стёкла. Ну как это бывает по мотивам  жанра, мне стало любопытно я пошёл на звук. Через некоторое время я увидел, как трое молодых ребят, я дал бы им 16 лет. Бросались кирпичом в стеклянную остановку. На ответ на мой крик: “Эй! Чё вы тут творите они пустились в бег.” Благодаря им, наша остановка теперь без стёкла вокруг. Вот и пример вам подросткового вандализма. Появление силы, ловкости и смелости. И конечно же, они хотят узнать на что способны. Я уверен тот факт, что если их поймают, или узнают, что им грозит штраф, или даже их могут на сутки в обезьянник засунуть – это даёт им ещё больше острых ощущений.  Грубо говоря, люди “звереют” и их инстинкты вырываются в наружу. 


Как вы могли видеть, эти 2 причины очень близки и даже их можно объединить в целое.
Ещё одной формой неадекватного поведения молодёжи и подростков – это графити. Сколько бы материалов про этот феномен я не искал, к сожалению, в нашей стране он почти не изучен. Никакие исследования по этому поводу не проводились. Сам же термин с итальянского  «graffito»означает “нацарапанный”, “проводить линии”. Изначально так назывались древние надписи, и конечно употребляли это слова лишь археологи, да историки. Этого я не узнал, если бы я не провел исследования на эти темы. Лично я, знал слово графити, как – неразрешённая надпись, знак или лого, сделанная в основном баллончиком с краской, на объектах общественной и частной собственности. Обычно мотивы таких надписей такие же банальные как и они сами. К примеру, протест, месть, признание в любви, в редких случаях - творчество.
Как мне рассказал сотрудников УВД города Андижан, Шерматов Матйокиб (имя и фамилия вымышленное), большинство подростков, пойманные во время акта вандализма и графити – это парни. Ну конечно же только мужчины способны разрушать всё.

 А красота женщин спасает мир. Иногда и парней на то чтобы написать очередную надпись с её именем или же признаться её в любви. Об этом я уже писал в мотивах такого поведения подростков. После первого моего вопроса у меня заиграл аппетит и я продолжал задавать вопросы Ш. Матйокибу. Оказываются  у всех задержанных одни и те же шаблоны отговорок. Самый распространённый – это “я не знал что так делать нельзя, что – это незаконно”. Мы то с вами понимаем, что в таких случаях, говорят что угодно, лишь бы “выйти из воды сухим”. Все хотят избежать наказания, но и конечно же, чтобы не попасть в список милиции, как правонарушитель. Ещё один факт, в основном закон нарушают те,  которые его знают .

И на последок, о ваших поступках вы будете вспоминать с улыбкой,  когда пройдёт подростковый возраст, но последствие нанесённого вами урона, может будут не такими страшными, и их можно предотвратить, но на это уйдут деньги, время и много труда. А про реставрацию исторических памятников, наверное даже и не буду говорить. Так как, даже не представляю, какие большие деньги для этого нужны. Поэтому один совет : будьте людьми.

1 комментарий: